08.04.2015 Конституционный Суд разъяснил порядок оспаривания нормативных актов ФНС

Оспаривание нормативных правовых актов федеральных органов по вопросам, входящим в их компетенцию, осуществляется в порядке, установленном законодательством. Письменные разъяснения налогового законодательства, направляемые ФНС, зачастую становятся предметом споров между плательщиками, налоговыми и другими ведомствами. В целях урегулирования подобных споров Конституционный Суд РФ вынес постановление № 6-П от 31 марта 2015 года по жалобе, направленной ОАО «Газпром нефть». Постановлением дана правовая оценка нормам закона о Верховном Суде и Налогового кодекса РФ, а также затронут вопрос возможности распространения норм законодательства, регулирующих оспаривание НПА, на ведомственные документы, принимаемые Федеральной налоговой службой.

Конституционный Суд РФ постановил, что разъяснение ФНС, письмо и иной документ, которым устанавливаются, изменяются или отменяются правила, обязательные для неопределенного круга лиц (в случае их расчета на неоднократное применение) могут рассматриваться на предмет их соответствия законодательству по аналогии с нормативно-правовыми актами. В связи этим письма ФНС РФ могут оспариваться по той же процедуре, в соответствии с которой осуществляется судебное оспаривание нормативно-правовых актов, а заявителям нельзя отказать в судебной защите только по формальным основаниям, ввиду несоответствия подобных писем требованиям к форме, предъявляемой к НПА. Исключением из этих правил являются разъяснения налогового ведомства, не выходящие за рамки адекватного толкования норм налогового законодательства, не влекущего при этом изменений в правовом регулировании определенных налоговых отношений.

Подобную позицию по этому вопросу Конституционный Суд обосновал тем, что в обязанности налоговых органов входит разъяснение норм налогового законодательства, а также информирование плательщиков. Действующая система ведомственной подчиненности и субординации требует от налоговых органов руководствоваться в своей деятельности направляемыми в их адрес письмами и разъяснениями ФНС. Подобная практика придает разъяснениям ФНС обязательную силу в отношениях с налогоплательщиками. Таким образом, если плательщик не согласен с их применением, оспаривание подобных документов должно осуществляться в том же порядке, в котором осуществляется оспаривание нормативного акта в суде. Письма ФНС в данном случае содержат все признаки нормативно-правовых актов, отраженные в нормативных документах Министерства юстиции и Верховного Суда РФ. Конституционный Суд также считает, что проверка разъяснений ФНС в порядке оспаривания, установленного для НПА, не в полной мере защищает права и свободы субъектов права. Он указал на необходимость правового регулирования процесса оспаривания актов различных исполнительных федеральных органов, которые формально не относятся к НПА, но по факту содержат все признаки обязательного для исполнения нормативного акта.

Напомним, что Верховый Суд РФ с 6 августа 2014 года принимает к рассмотрению подобные споры в качестве суда первой инстанции. В частности, он рассматривает заявления об оспаривании НПА федеральных исполнительных органов. До этого времени оспаривание нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности, рассматривались в Высшем Арбитражном Суде.

Календарь бухгалтера