25.03.2015 В Госдуме прошел второе чтение законопроект, дополняющий состав квалифицирующих признаков уклонения от уплаты налогов

Уклонение фирм от налогов – актуальная для РФ проблема. Совершенствование законодательства в сфере уклонения от уплаты налогов организаций осуществляется систематически. В частности, в Государственную Думу РФ был внесен законопроект N 599584-6, предлагающий изменить действующую редакцию статей 173.1 и 199 Уголовного кодекса.

Законопроект расширяет перечень квалифицирующих признаков, по которым в отношении отдельных категорий плательщиков может наступить уголовная ответственность за неуплату налогов. Одним из квалифицирующих состав экономического преступления признаков могут определить случай сокрытия доходов контролируемыми иностранными компаниями или полученных по контролируемым сделкам. Указанный проект закона был принят Государственной Думой 18 марта 2015 г. во втором чтении.

Квалифицирующие признаки уклонения от уплаты налогов и сборов, установленные действующим законодательством — совершение подобного деяния по предварительному сговору группой лиц, а также неуплата налогов в особо крупном размере. При наличии указанных квалифицирующих признаков к совершившим уголовно наказуемое деяние лицам могут быть применены штрафные санкции в сумме от 200 до 500 тысяч рублей. Другая санкция предусматривает наложение штрафа в размере заработной платы или иного вида дохода, получаемого осужденным на протяжении периода от одного до трех лет. Самая жесткая санкция за уклонение от платы налога при наличии указных квалифицирующих признаков – лишение свободы сроком до шести лет.

Новый законопроект предлагает дополнить указанные квалифицирующие признаки уклонения от уплаты налогов новыми:

  • совершение преступления организованной группой (в отличие от существующего понятия «по предварительному сговору», предполагает более высокий уровень организации преступной группы);
  • уклонение от уплаты налогов, связанное с сокрытием доходов иностранными организациями или доходов, полученных в результате заключения контролируемой сделки.

Напомним, что понятие сделки, относящейся к контролируемой, содержится в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. Для признания ее таковой необходимо, чтобы сторонами по сделке выступали взаимозависимые лица, в частности, иностранные юридические лица, которым принадлежит доля в уставном капитале российской компании. Существуют и иные условия отнесения сделки к контролируемой. Все они перечислены в Налоговом кодексе. Ответственность за неуплату налогов, наступающая в отношении иностранных налогоплательщиков или по контролируемым сделкам, должна определяться с учетом особенностей данной статьи.

При квалификации сделок, совершенных взаимозависимыми лицами, следует иметь в виду, что к ним приравниваются и иные сделки, перечисленные в п. 1 статьи 105.14 НК РФ.

Текст законопроекта содержит и другие положения. В частности, признаки уклонения от уплаты сборов и налогов могут определяться на основании не включения контролируемой иностранной организацией в налоговую базу прибыли в течение 2015 – 2017 года. Исходя из текста, предложенного в данной редакции законопроекта можно сделать вывод, что норму, содержащуюся в п. «в» части 2 статьи 199 УК (в той редакции, в какой она изложена в законопроекте) предлагается не применять, если рассчитанная из указанной прибыли сумма налога не уплачена или уплачена частично, а причиненный бюджету РФ ущерб возмещен в полном объеме. На сегодняшний день действующее уголовное законодательство при соблюдении перечисленных условий не квалифицирует указанные случаи в качестве уголовно наказуемых деяний.

Календарь бухгалтера