Шаг 5. Как отразить отпускные в бухгалтерском и налоговом учете?


13.12.2017 Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс

При расчете налога на прибыль в расходах учитываются (п. 7 ст. 255, пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ):

  • отпускные (с учетом НДФЛ);
  • страховые взносы, начисленные на отпускные.

Отпускные учитываются в расходах текущего периода только в той части, которая начислена за дни отпуска, приходящиеся на этот период (Письма Минфина от 09.06.2014 N 03-03-РЗ/27643, от 23.07.2012 N 03-03-06/1/356). Допустим, организация, отчитывающаяся по налогу на прибыль поквартально, предоставляет работнику отпуск с 24 июня по 21 июля и выплачивает отпускные в сумме 40 000 рублей. Сумма отпускных будет учтена в расходах так:

  • во втором квартале - 10 000 руб. (40 000 руб. / 28 дн. x 7 дн.);
  • в третьем квартале - 30 000 руб. (40 000 руб. / 28 дн. x 21 день).

Взносы, начисленные на отпускные, учитываются в расходах на дату их начисления, независимо от того, на какие периоды приходится отпуск (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина от 09.06.2014 N 03-03-РЗ/27643, от 23.12.2010 N 03-03-06/1/804).
Если вы создаете резерв на оплату отпусков, отпускные и начисленные на них страховые взносы в расходах не учитываются (п. 2 Письма Минфина от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10401).
При расчете налога при УСН с объектом "доходы минус расходы" в расходах учитываются (пп. 6, 7 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 1, 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, Письмо Минфина от 24.11.2009 N 03-11-06/2/246):

  • отпускные (за вычетом НДФЛ) - на дату выплаты работнику;
  • НДФЛ с отпускных - на дату перечисления в бюджет;
  • страховые взносы, начисленные на отпускные, - на дату перечисления в бюджет ПФР, ФСС или ФФОМС.

При расчете налога при УСН с объектом "доходы" начисленные на отпускные страховые взносы уменьшают сумму авансового платежа и налога при УСН за период, в котором взносы перечислены в бюджет ПФР, ФСС или ФФОМС (пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
При расчете ЕНВД начисленные на отпускные страховые взносы уменьшают сумму налога за квартал, в котором взносы перечислены в бюджет ПФР, ФСС или ФФОМС (пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ).
В бухгалтерском учете начисление и выплата отпускных отражается так:

Проводка Операция
Д 20 (23, 25, 26, 44 и т.д.) - К 70 Начислены отпускные работнику (дебетуются те же счета, что и при начислении зарплаты)
Д 20 (23, 25, 26, 44 и т.д.) - К 69 Начислены страховые взносы с отпускных (дебетуются те же счета, что и при начислении зарплаты)
Д 70 - К 68 Удержан НДФЛ с отпускных
Д 70 - К 50 (51) Выплачены отпускные

Если вы создаете резерв на оплату отпусков, отпускные и начисленные на их сумму страховые взносы начисляются за счет резерва. При недостаточности резерва начислять отпускные по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" не надо. В таких случаях отпускные начисляются так же, как в ситуации, когда резерв вообще не создавался, т.е. по дебету счетов учета затрат (20, 25, 26 и т.д.).

Еще по теме:

Развернуть содержание

Отражение сумм отпускных в бухгалтерском и налоговом учете

 

Что включает в себя бухгалтерский расчет отпускных? На основании приказа (распоряжения) о предоставлении трудового отпуска бухгалтер обязан начислить и выплатить отпускные работнику, а также удержать и перечислить суммы НДФЛ и страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС.

Суммы отпускных с учетом начисленного НДФЛ и сумм страховых взносов подлежат учету в расходах при расчете налога на прибыль. Данные суммы учитываются в расходах текущего периода в той части, на которую приходится начисление отпускных за дни трудового отпуска, приходящиеся на соответствующий период. Например: работодателем, осуществляющим квартальный отчет по налогу на прибыль, работнику предоставлена часть трудового отпуска с 15 июня по 3 июля, т.е. часть дней отпуска приходится на 2 квартал и часть – на 3 квартал. Сумма начисленных отпускных за период с 15 по 30 июня будет отнесена на расходы 2-го квартала, а сумма отпускных с 1 по 3 июля – на расходы 3-го квартала.

 

Начисленные на отпускные суммы страховых взносов относятся на расходы на дату начисления независимо от периода предоставления трудового отпуска.

 

Расчет отпускных – проводки и отражение в бухучете

 

Как оформить расчет отпускных?

 

Начисление отпускных отражается в бухучете по дебету счетов 20 и кредиту счета 70. При этом дебетуются счета, аналогичные счетам по начислению заработной платы.

 

При выплате отпускных НДФЛ (удержание НДФЛ) осуществляется по дебету сч. 70 и кредиту сч. 68. Начисление страховых взносов отражается по дебету сч. 20 (при этом дебетуются те же счета, как и при начислении заработной платы) и кредиту сч. 69. Проводка выплаты отпускных выглядит так: Д 70 — К 50 (51).

 

При создании резерва на оплату отпусков сотрудников начисление отпускных и сумм страховых взносов осуществляется за счет резерва. В этом случае в течение года компания в расходах будет учитывать только суммы отчислений в резерв согласно ПБУ 8/2010. Начисленные же отпускные в затраты текущего месяца не включаются. Аналогичный порядок действует в отношении страховых взносов, начисленных с отпускных, выплачиваемых за счет резерва. Проводки в этих случаях делаются на всю сумму отпускных независимо от того, затрагивает ли период отпуска следующий месяц, т.е. для отражения сумм отпускных в бухучете не имеет значения время фактического ухода сотрудника в отпуск.

 

Календарь бухгалтера