Как учитывать рекламные расходы и принимать к вычету НДС по ним?

13.12.2017 Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс

Налоговый учет. Как на ОСН, так и на УСН в составе расходов на рекламу можно полностью учесть затраты (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264, пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ):

  • на рекламу через СМИ, Интернет и другие телекоммуникационные сети (в т.ч. на создание рекламных видеороликов и аудиозаписей);
  • на световую и иную наружную рекламу;
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, демонстрационных залов, уценку экспонировавшихся там товаров;
  • на изготовление рекламных брошюр, каталогов, календарей, листовок, буклетов, флаеров (Письмо Минфина от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157).

Все остальные рекламные расходы (например, на покупку призов для рекламных кампаний, на рекламную SMS-рассылку) учитываются в сумме, не превышающей норматив - 1% выручки от реализации (без НДС) за отчетный (налоговый) период, в котором были произведены эти расходы (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина от 28.10.2013 N 03-03-06/1/45479). Если выручка в течение года увеличивается, то увеличивается и размер норматива по рекламным расходам. Поэтому затраты на рекламу, понесенные в январе и не учтенные в расходах по нормативу I квартала, могут быть учтены в расходах в следующих отчетных периодах этого же года или по итогам года. Расходы, не признанные по итогам года, на следующий год не переносятся.
Организации на УСН нормируют рекламные расходы исходя из оплаченной выручки (пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Пример. Расчет суммы нормируемых рекламных расходов, учитываемых для целей налогообложения
В I квартале организация во время рекламной кампании раздала победителям розыгрышей 100 призов. Общая покупная стоимость призов без НДС составила 40 000 руб. Других расходов на рекламу в I полугодии у организации не было.
Выручка организации от реализации без НДС составила:

  • за I квартал - 2 500 000 руб.;
  • за I полугодие - 4 100 000 руб.

Предельный размер нормируемых рекламных расходов:

  • за I квартал - 25 000 руб. (2 500 000 руб. x 1%);
  • за I полугодие - 41 000 (4 100 000 руб. x 1%).

Организация признает рекламные расходы:

  • в I квартале - в сумме 25 000 руб. (25 000 руб. < 40 000 руб.);
  • в I полугодии - в сумме 40 000 руб. (41 000 руб. < 40 000 руб.), т.е. сможет учесть в I полугодии расходы, неучтенные в I квартале, на сумму 15 000 руб. (40 000 руб. - 25 000 руб.).

См. таблицу для расчета нормируемых рекламных расходов, учитываемых для целей налогообложения, в MS-Excel

Порядок признания рекламных расходов зависит от их вида:

Вид расхода Дата признания
ОСН УСН
(п. 2 ст. 346.17 НК РФ)
Амортизируемое имущество, приобретенное для рекламных целей (рекламные щиты, стенды, видео- и аудиоролики и т.п.) Ежемесячно путем амортизации (Письма Минфина от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15750, от 14.12.2011 N 03-03-06/1/821) Так же, как и другое амортизируемое имущество (п. 3 ст. 346.16 НК РФ)
Работы, услуги Дата подписания акта приемки-передачи результата выполненных работ (об оказании услуг) (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ) Наиболее поздняя из дат:
  • или дата подписания акта о выполнении работ (оказании услуг);
  • или дата оплаты
МПЗ (кроме товаров и готовой продукции) В зависимости от направления использования (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):
  • или дата раздачи рекламных листовок, образцов товара, сувениров и т.п.;
  • или дата передачи для оформления витрин, выставочных стендов, демонстрационных залов и т.п.;
  • или дата установки рекламных конструкций, не являющихся ОС
Наиболее поздняя из дат:
  • или дата оприходования;
  • или дата оплаты
Приобретенные товары Наиболее поздняя из дат:
  • или дата оплаты;
  • или дата передачи на рекламные цели
Готовая продукция Отдельно не учитывается, т.к. связанные с изготовлением продукции расходы (стоимость материалов, зарплата) уже были учтены в момент их оплаты

НДС. "Входной" налог по рекламным расходам (в т.ч. нормируемым) принимается к вычету в полной сумме после получения счетов-фактур от поставщиков (Письмо Минфина от 02.06.2014 N 03-07-15/26407). Исключение - "входной" НДС по рекламной продукции, предназначенной для бесплатной раздачи, не облагаемой НДС.

В бухучете затраты на приобретение (создание) ОС и НМА, используемых в рекламных целях, списываются путем амортизации. Расходы на рекламу отражаются проводками:

Проводка Операция
Д 44 - К 60 Учтены расходы на рекламные услуги
Д 10 - К 60 Приобретены МПЗ для использования в рекламных целях
Д 44 - К 10 (41, 43) Списаны МПЗ, бесплатно розданные в ходе рекламной акции, использованные для оформления витрин и т.п. и утратившие потребительские качества

Еще по теме:

Развернуть содержание

Многие организации, желая увеличить объем продаж, тратят большие деньги на рекламу. Учет и налогообложение расходов на рекламу всегда вызывает множество вопросов. Данная статья посвящена учету рекламных расходов как на общем режиме налогообложения, так и на УСН.

 

Особенности бухгалтерского учета рекламных расходов

Рекламные расходы в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются без НДС.

Бухучет рекламных расходов как и многие другие расходы регламентируется положением по бухгалтерскому учету под номером 10/99 «Расходы организации» и ведется в соответствии с Планом счетов, утвержденный Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Рекламные расходы признаются в бухучете на день подписания акта об оказании таких услуг. К акту может быть приложено сопроводительное письмо и фотоотчет.

 В этот день бухгалтер обязан сделать следующие проводки:

Дт 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расходы, связанные с рекламой, признаются в бухучете в полном объеме в том периоде, в котором они были признаны расходами по обычным видам деятельности. При этом данный вариант учета обязательно должен быть прописан в учетной политике фирмы.

Списание расходов на рекламу производиться по Кт 44 счета в дебет 90.2 счета, который имеет название «Себестоимость продаж».

 

Рекламные расходы при УСН

Список расходов при УСН при системе налогообложения «доходы-расходы» носит исчерпывающих характер, и такой перечень закреплен в п.1 ст. 346.16 НК РФ. В список входят и расходы на рекламу (пп. 20 п.1 статья 346.16 НК РФ). А именно расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.

 

О том, как отразить расходы на рекламу

Многие налогоплательщики применяют упрощенную систему налогообложения, но при этом также несут рекламные расходы. Рекламные расходы при УСН учитываются по аналогичным правилам, что и действуют для налога на прибыль. Соответственно расходы на рекламу можно разделить на нормируемые и ненормируемые расходы. Полный и исчерпывающий перечень рекламных расходов закреплен в пункт 4 статьи 264 НК РФ.

Согласно  п. 2 статьи 346.17 Налогового кодекса расходами организации при УСН признаются затраты только после момента их оплаты. Поэтому существуют особенности при расчете норматива. Например, при расчете норматива в состав доходов от реализации входят суммы полученных авансов. А при возврате аванса доходы от реализации можно уменьшить на сумму возвращенного аванса. При этом перерасчет прошлых периодов не производиться (Письмо Минфина N 03-11-06/2/5832 от 11.02.2015).

 

Рекламные расходы при УСН отражаются определенными бухгалтерскими записями, во-первых, делается проводка Дебет 44 счета «Расходы на продажу» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а списаны расходы на рекламу проводка: Дт 90 счета «Продажи», субсчет 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 счета.

 

Суть проводки

Дт

Кт

Сумма, рублей

Отражены расходы на рекламу

44

60

1 180

Перечислены денежные средства за рекламу

60

51

1 180

Расходы за рекламу включены в себестоимость

90.2

44

1 180

 

Календарь бухгалтера