Возможный Риск:

Можно ли единовременно признать расходы на приобретение используемого в рекламных целях имущества, которое соответствует критериям амортизируемого?


13.12.2017 Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ).
В п. 4 ст. 264 НК РФ указано, что к расходам на рекламу относятся затраты на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов. Такие расходы признаются на дату расчетов по договору или на да дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для проведения расчетов (п. 7 ст. 272 НК РФ).
А п. 1 ст. 256 НК РФ устанавливает, что имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (до 01.01.2011 - более 20 000 руб., до 01.01.2008 - более 10 000 руб.) признается амортизируемым и учитывается при налогообложении прибыли путем начисления амортизации.
По данному вопросу есть четыре точки зрения.
Официальная позиция Минфина России заключается в том, что если имущество, используемое в рекламных целях, признается амортизируемым, то организация вправе учесть понесенные затраты в качестве расходов на рекламу через амортизационные отчисления. Имеются авторские консультации и постановление суда, в которых поддерживается данная точка зрения.
В то же время есть судебные акты, в которых сделан следующий вывод: налогоплательщик вправе сам решить, как он будет учитывать расходы, которые с равным основанием можно отнести одновременно к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ). Следовательно, налогоплательщик может признать понесенные расходы единовременно (п. 4 ст. 264 НК РФ). Имеются авторские консультации, в которых высказана аналогичная позиция.
Есть судебные акты, в которых отмечается, что рекламные вывески и плакаты не относятся к основным средствам, поэтому понесенные расходы также могут учитываться единовременно. Есть работа автора, в которой сделаны аналогичные выводы.
Четвертая позиция, выраженная в работе автора, заключается в следующем: признание расходов в данном случае будет зависеть от того, является рекламная конструкция "многоразовой" или "одноразовой". И если эта конструкция является "одноразовой", то налогоплательщик вправе признать понесенные расходы единовременно.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Расходы на изготовление (размещение) имущества, которое соответствует критериям амортизируемого, но используется в рекламных целях, учитываются через амортизацию

Письмо Минфина России от 15.06.2012 N 03-03-10/71 (направлено ФНС России для сведения и использования Письмом от 27.06.2012 N ЕД-4-3/10519@)
Финансовое ведомство отмечает, что если имущество можно признать амортизируемым, то организация вправе учесть в расходах на рекламу лишь амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком.
Аналогичные выводы содержит:
Письмо Минфина России от 26.03.2012 N 03-03-06/1/157
Письмо Минфина России от 14.12.2011 N 03-03-06/1/821
Письмо Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/2/213

Постановление ФАС Центрального округа от 05.07.2006 по делу N А68-АП-4/11-05
Суд указал, что расходы по изготовлению и размещению рекламного щита учитываются в составе амортизируемого имущества и должны относиться к расходам на рекламу через амортизационные отчисления.
Аналогичные выводы содержит:
Консультация эксперта, 2007
Консультация эксперта, 2006

Консультация эксперта, 2010
Автор делает вывод о том, что затраты по изготовлению рекламных щитов относить на расходы единовременно неправомерно. Иную позицию налогоплательщику придется отстаивать в суде.

Позиция 2. Налогоплательщик вправе решать сам, как учесть расходы

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 по делу N А05-8466/2009
Суд сделал следующий вывод: налогоплательщик вправе сам решать, как ему учитывать расходы, которые с равным основанием можно отнести одновременно к нескольким группам (п. 4 ст. 252 НК РФ). Следовательно, налогоплательщик правомерно признал в качестве прочих (п. 4 ст. 264 НК РФ) расходы на изготовление информационной вывески, а у налогового органа отсутствовали правовые основания для отнесения данного имущества к основному средству.
Аналогичные выводы содержит:
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2007 по делу N А56-4732/2006 (Определением ВАС РФ от 14.08.2007 N 9542/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Статья: Рекламные щиты, световые табло, стенды, вывески... Выбираем оптимальный вариант учета ("Главбух", 2006, N 20)
Статья: Реклама не по средствам ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 17)
Статья: Расходы на рекламу: острые углы ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 8)

Позиция 3. Расходы на изготовление (размещение) имущества, которое соответствует критериям амортизируемого, но используется в рекламных целях, учитываются единовременно

Постановление ФАС Уральского округа от 21.07.2010 N Ф09-4631/10-С2 по делу N А34-4973/2009
По мнению налогового органа, затраты на изготовление вывески с названием организации и ее логотипом, не содержащей сведений рекламного характера, подлежат списанию через амортизацию. Суд отклонил доводы инспекции, поскольку установил, что вывеска относится к наружной рекламе, ее содержание направлено на формирование и поддержание интереса к деятельности организации. На этом основании суд пришел к выводу о том, что данные затраты учитываются единовременно как расходы на рекламу (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2008 по делу N А57-10917/07 (Определением ВАС РФ от 17.10.2008 N 13492/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
По мнению суда, затраты на изготовление рекламных щитов и наружных вывесок в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ относятся к расходам на рекламу и учитываются единовременно в том периоде, в котором они произведены. Однако то обстоятельство, что налогоплательщик списал данные затраты не единовременно, а посредством амортизации, не является основанием для привлечения его к ответственности.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2008 по делу N А21-3735/2006 (Определением ВАС РФ от 26.06.2008 N 7751/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд указал, что вывеска с названием предприятия, изготовленная обществом, является рекламной продукцией, так как формирует и поддерживает интерес к нему как юридическому лицу. Поэтому затраты на ее изготовление и монтаж относятся к расходам на наружную рекламу.
Аналогичные выводы содержит:
Постановление ФАС Уральского округа от 30.01.2008 N Ф09-57/08-С3 по делу N А07-6671/07

Позиция 4. Расходы можно признать единовременно, если рекламная конструкция "одноразовая"

Статья: Реклама - в массы, расходы - из базы? ("Главная книга", 2007, N 10)
Автор отмечает, что если рекламная конструкция является "многоразовой", т.е. рекламу на ней можно менять, то понесенные расходы лучше учесть в качестве первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества. Если же конструкция "одноразовая", то это не основное средство, а носитель рекламной информации, срок использования которого зависит не от материала, конструкции и срока службы носителя, а от стабильности потребительского спроса на продукцию, рекламируемую с ее помощью. Такие расходы учитываются в момент ввода имущества в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Календарь бухгалтера

ЧТО ТАКОЕ Путеводители Консультантплюс