Как учитывать сувениры и как начислять НДС при раздаче рекламной продукции?

16.08.2017 Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс

Сувениры - это вещи, на которых изображены средства индивидуализации самой организации или реализуемых ею товаров, работ или услуг (логотип, товарный знак, фирменное наименование и т.д.) (п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ, Письмо ФНС от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@). Это могут быть открытки, календари, ручки, пакеты, ежедневники и т.п.
И при ОСН, и при УСН передача сувениров третьим лицам (в том числе не являющимся клиентами организации) учитывается в составе нормируемых рекламных расходов (Письмо УФНС по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2).
Если организация - плательщик НДС, то при раздаче сувениров она начисляет НДС так же, как при раздаче любой другой рекламной продукции.
Если стоимость сувенира больше 4000 руб., то при его передаче физическому лицу организация становится налоговым агентом по НДФЛ. НДФЛ в этом случае исчисляется так же, как при передаче подарков (Письмо Минфина от 06.04.2009 N 03-04-06-01/81, п. 28 ст. 217 НК РФ).

Порядок начисления НДС при раздаче рекламной продукции зависит от того, является ли рекламная продукция товаром, т. е. имуществом, которое можно продать в собственном качестве, так как оно само по себе обладает потребительской ценностью (п. 3 ст. 38 НК РФ, п. 12 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33).
Вариант 1. Рекламная продукция является товаром (например, ежедневники, записные книжки, блокноты, брелоки, ручки, карандаши, календари, игрушки, пакеты, футболки, пробники и т.п.). При раздаче такой рекламной продукции (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, Письма Минфина от 23.10.2014 N 03-07-11/53626, от 16.07.2012 N 03-07-07/64, от 27.04.2010 N 03-07-07/17):

  • если цена единицы продукции с учетом НДС больше 100 руб. - на ее стоимость надо начислить НДС. "Входной" НДС по стоимости такой рекламной продукции принимается к вычету;
  • если цена единицы с учетом НДС - 100 руб. или меньше - на ее стоимость НДС начислять не надо. "Входной" НДС по такой рекламной продукции учитывается в ее стоимости. Так как у вас появляется операция, не облагаемая НДС, надо вести раздельный учет "входного" НДС.

Чтобы не вести раздельный учет, можно отказаться от освобождения от НДС. Тогда при раздаче рекламной продукции любой стоимости надо будет начислять НДС, а "входной" НДС принимать к вычету.
Вариант 2. Рекламная продукция не является товаром (например, каталоги, рекламные брошюры, проспекты, буклеты, листовки, значки с рекламной символикой и т.п.). При раздаче такой рекламной продукции НДС на ее стоимость начислять не надо. "Входной" НДС по такой рекламной продукции к вычету не принимается и учитывается в ее стоимости (Письма Минфина от 19.12.2014 N 03-03-06/1/65952, от 23.10.2014 N 03-07-11/53626, от 19.09.2014 N 03-07-11/46938, п. 12 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33). Так как у вас появляется операция, не облагаемая НДС, надо вести раздельный учет "входного" НДС.

Образец заполнения счета-фактуры при бесплатной раздаче рекламной продукции

Еще по теме:

Развернуть содержание

Нормирование рекламных расходов и начисление НДС

Рекламные расходы в налоговом учете учитываются в составе прочих расходов в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Если компания применяет метод начисления, то упомянутые выше расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они произошли (п. 1 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе рекламные расходы признаются таковыми только после их фактической оплаты.

Ограничения по видам и суммам отнесения на затраты рекламных расходов содержится в

п. 4 ст. 264 Налогового кодекса. Нормирование рекламных расходов осуществляется  в зависимости от их вида. Перечень расходов, которые могут относиться на рекламу полностью, включает в себя:

  • расходы на рекламные кампании в различных средствах массовой информации,
  • изготовление полиграфической рекламной продукции и наружной рекламы,
  • участие в ярмарках, выставках и прочих аналогичных мероприятиях.

Обращаем ваше внимание, что перечень ненормируемых расходов носит закрытый характер, а расходы, не попавшие в указанный перечень, нормируются и учитываются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

 

Расходы на рекламу и НДС

С 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ претерпел множество изменений, в том числе эти изменения коснулись и порядка вычета НДС по расходам, связанных с рекламой. Ранее принять к вычету НДС по расходам на рекламу можно было только в сумме, пропорциональной учтенным расходам. Суммы НДС, превышающая норматив, к вычету не принималась. Данное правило содержалось в абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ. С 1 января 2015 года данный абзац был исключен из ст. 171 НК РФ (Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ).

Таким образом, с 2015 года организации вправе принимать к вычету НДС в полной сумме независимо от норматива. Исключением из этого правила являются командировочные и представительские расходы. Последние, в соответствии с абз.1 п.2 статьи 171 НК по-прежнему подлежат принятию к вычету в пределах норматива. Внесение изменений в ст. 171 НК РФ позволило устранить двусмысленность ранее действующей редакции абз.1 и 2 п. 7 данной статьи (абз. 2 не конкретизировал, о каких нормативных расходах идет речь, а в абз. 1 упоминал только командировочные и представительские расходы). До принятия поправок позиции в отношении трактовки статьи 171 НК РФ Минфина и ВАСа не совпадали, что вызывало у налогоплательщиков много вопросов. Теперь вопрос решен на законодательном уровне, все противоречия устранены.

Рекламные расходы при УСН (аналогично ОСН) учитываются в соответствии со ст. 264 НК РФ. Рекламные расходы при УСН делятся на:

  • нормируемые,
  • ненормируемые.

Перечень нормируемых рекламных расходов открыт (п. 4 ст. 264 НК РФ), что касается ненормируемых расходов, то такой перечень носит исчерпывающих характер.

 

Рекламная продукция часто используется плательщиками в качестве раздаточных материалов и сувениров клиентам, партнерам по бизнесу и т.д. Среди подобной продукции – блокноты, ручки, брелоки, календари, игрушки и т.п.

 

НДС по рекламной продукции начисляется в соответствии с Налоговым кодексом и с учетом законодательства о рекламе. Порядок начисления и уплаты НДС по рекламной продукции зависит от того, является или нет раздаваемая рекламная продукция сама по себе товаром, т.е. имеет ли она какую-либо потребительскую ценность (например, в качестве товара можно продать ручки, игрушки, футболки, ежедневники и т.д.) При раздаче подобной рекламной продукции НДС подлежит начислению, если ее стоимость составляет более 100 руб. за единицу. «Входной» НДС в данном случае принимается к вычету. При стоимости единицы рекламной продукции 100 руб. и менее (с учетом НДС), то НДС по такой продукции на ее стоимость не начисляется. В стоимости продукции учитывается «входной» НДС.

 

Если плательщиком осуществляется раздача рекламной продукции, НДС по которой не начисляется, то у него в учете появляются операции, не облагаемые НДС. Соответственно, ему необходимо обеспечить раздельное ведение учета по «входному» НДС. Плательщик может отказаться от льготы по налогу и не вести раздельный учет «входного» НДС.

 

При раздаче рекламной продукции, не имеющей потребительской ценности как товар (рекламные буклеты, листовки, проспекты, каталоги), НДС на ее стоимость не начисляется. «Входной» НДС учитывается в стоимости продукции. Поскольку НДС на стоимость рекламной продукции, не являющейся товаром, не начисляется, то плательщику необходимо вести раздельный учет сумм «входного» налога на добавленную стоимость.

Календарь бухгалтера