Возможный Риск:

Можно ли учесть расходы на приобретение сувениров (подарков) для деловых партнеров в рамках официального приема?


16.08.2017 Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.
Относятся ли к таким расходам затраты на приобретение сувениров (подарков) для деловых партнеров, Налоговый кодекс РФ не разъясняет.
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальная позиция Минфина России заключается в том, что расходы на приобретение сувениров для передачи в рамках официального приема не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ.
Официальная позиция налоговых органов позволяет налогоплательщикам учитывать расходы на приобретение сувениров с символикой организации для передачи их на официальном приеме контрагентам. Аналогичное мнение нашло отражение в судебных решениях и работах авторов.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Расходы на приобретение сувениров для деловых партнеров не учитываются

Письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136
Финансовое ведомство отмечает, что расходы на покупку сувениров для иностранной делегации не предусмотрены в п. 2 ст. 264 НК РФ, поэтому не могут быть учтены при налогообложении прибыли.

Позиция 2. Расходы на приобретение сувениров для деловых партнеров учитываются, если на сувенирах есть символика организации

Письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2
Разъясняется, что стоимость сувенирной продукции с символикой организации, которая вручается в соответствии с обычаем делового оборота представителям организаций-контрагентов в целях взаимного сотрудничества, учитывается в качестве представительских расходов.
Аналогичные выводы содержит:
Письмо УФНС России по г. Москве от 26.08.2005 N 20-08/60490
Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 N КА-А40/17593-10 по делу N А40-55061/10-99-250
Постановление ФАС Московского округа от 05.10.2010 N КА-А41/11224-10 по делу N А41-18513/08
Консультация эксперта, 2011
Консультация эксперта, 2007
Корреспонденция счетов: Организация в марте 2006 г. принимала представителей (2 человека) другой организации (потенциального покупателя), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества. Каждому представителю организация вручила сувенирную продукцию. Как отражаются данные операции в учете организации?..
Статья: Представительские расходы ("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5)
Статья: Представительские расходы: бухгалтерский учет и налогообложение ("Бухгалтерский бюллетень", 2006, N 5)
Статья: Расходы на рекламу - налоговые аспекты. Новое в 2006 г. ("Бухгалтерский бюллетень", 2006, N 6)
Статья: Расходы на рекламу в целях налогообложения ("Новая бухгалтерия", 2006, N 6)

Календарь бухгалтера

ЧТО ТАКОЕ Путеводители Консультантплюс